Урегулирование страховых
претензий, оценка,
поддержка арбитражных и
уголовных процессов.

Независимая экспертиза

Почти десять лет в нашей стране идет перестройка экономических отношений. Все большую роль приобретают имущественные интересы во взаимоотношениях между организациями, предприятиями и частными лицами. Коммерческий успех становится превалирующим. Одной из статей расходов, которая может значительно ухудшить положение любой организации от разработчиков и создателей авиационной техники(АТ) до эксплуатантов и обслуживающих предприятий является возмещение ущерба нанесенного при авиационных происшествий(АП), инцидентах(И) и повреждениях воздушных судов(ВС) на земле(ПВС). Квалифицированное решение вопросов связанных с урегулированием претензий на авиационном страховом рынке является одним из основных, определяющих само существование страховой компании.
Результаты расследования АП, И и ПВС являются сегодня не только материалом для проведения профилактических мероприятий в области безопасности полетов, что само по себе очень важно, но и основой решений по возмещению ущерба.
Поэтому, попытки заинтересованных организаций оказать влияние на результаты расследований становятся все более настойчивыми. И это вполне понятно. Так, стоимость утраченного груза- двух самолетов СУ-27, в авиакатастрофе самолета Ан-124 под Иркутском составляет около 56 миллионов долларов США.
Необходимо отметить, что Россия является одной из наиболее развитых стран в плане проведения расследований АП. Наличие квалифицированных специалистов, организационные и методические предпосылки дают возможность проводить расследование аварий и катастроф на очень высоком уровне. По своим задачам государственные органы нацелены на выявление причин АП и разработку мероприятий по их устранению. Вопросы ответственности, анализ имущественных отношений между сторонами вовлеченными в конфликт не входят в их задачи.
При расследовании И и ПВС, как правило, уровень расследования снижается и больше сказывается влияние заинтересованных сторон, поскольку количество их представителей в комиссии возрастает. В связи с этим полученные выводы могут не в полной мере соответствовать действительности. При этом надо учитывать, что экономическая ответственность в этих случаях может быть значительно выше чем при аварии или катастрофе. Так, страховое возмещение при полном разрушении в аварии или катастрофе вертолета Ми-8 составляет 100-200 тысяч долларов США, а при повреждении воздухозаборника самолета А-310 при буксировке - около миллиона долларов.
В этих условиях все больший интерес представители авиационного рынка проявляют к независимой экспертизе, то есть экспертизе проводимой экспертной организацией не находящейся в служебной или иной зависимости от органов проводивших расследование, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результате экспертизы. При этом кроме вопросов непосредственно расследований, способной решать вопросы оценки ущерба, выполнения договорных обязательств и урегулирования претензий.
В соответствии с возникающими запросами рынка, в настоящее время, создан и успешно функционирует Научно-технический центр “Независимая экспертиза и иски в авиации”. Опираясь на многолетний опыт сотрудников Центра и привлекаемых экспертов в расследовании АП и урегулировании претензий в авиационных страховых компаниях, Центр качественно и оперативно решает задачи, которые ставят перед ним заказчики.
Кроме традиционных заказчиков таких, как Генеральная и транспортные прокуратуры, заказчиками являются и другие организации заинтересованные в получении независимой экспертизы.
К ним, в первую очередь, относятся страховые компании, отечественные авиакомпании и аэропорты, зарубежные авиакомпании, эксплуатирующие советскую АТ, и в случаях, когда АП произошло на территории России.
В перечне решаемых задач, кроме задач расследования обстоятельств и причин авиационных событий, значительное место занимает определение действительной величины ущерба, оптимизация стоимости ремонта, если ВС подлежит восстановлению, выявление возможности и объекта реализации регрессных прав, урегулирование претензий, консалтинговая поддержка в арбитражном суде.
Особенно, как показывает практика, важна независимая экспертиза в тех случаях когда АП происходят в странах Африки и Латинской Америки с отечественными самолетами сданными в аренду в местные авиакомпании. Низкий уровень проведения расследований, плохое знание нашей АТ и действующих ограничений, влияние интересов государства и эксплуатанта, большая затяжка по времени и мало содержательный отчет практически не дают возможности объективно принимать решение о причинах АП и возмещении ущерба.
За прошедший год представителям Центра дважды пришлось проводить независимую экспертизу в одной из стран Латинской Америки. В обоих случаях работа выполнялась по заданию страховых компаний.
Характерным для обоих случаев являлось то, что АП произошли с самолетами Ан-32Б, сданными в аренду местным авиакомпаниям и управляемыми местными экипажами. В обоих случаях АП явились следствием грубых нарушений действующих ограничений, порядка и правил выполнения полетов. Оба ВС были полностью разрушены.
В первом случае, ВС ни только не смогло оторваться от ВПП даже значительно превысив скорость отрыва, но и не произошло отрыва от ВПП передней стойки шасси. ВС выкатилось за пределы ВПП, столкнылось с препятствиями и полностью разрушилось( Рис.1). После прибытия эксперта на место АП, по разрешению председателя комиссии по расследованию, анализа траектории движения, беседы с очевидцами, анализа и пивязки к траектории радиообмена был проведен расчет, который показал значительное превышение допустимой взлетной массы (в несколько тонн) допущенный при загрузке груза рыбы в аэропорту вылета.
Во втором случае, ночью в туман при видимости 100 м, что значительно ниже минимума аэродрома, КВС принял решение о заходе на посадку на горном аэродроме, нарушив при этом ограничения по видимости на посадке для данного типа самолета. При заходе на посадку, не установив визуального контакта с ВПП, КВС в нарушение руководящих документов не ушел на второй круг, а продолжил поиск ВПП. В результате ВС столкнулось с возвышенностью на удалении 60 м левее ВПП. Самолет полностью разрушился и сгорел(Рис. 2). Ярким примером обстановки на аэродроме является тот факт, что находившееся в это время на аэродроме ВС не могло самостоятельно рулить по нему так как экипаж не видел рулежной дорожки и запросил машину сопровождения.
Выводы, полученные при проведении экспертиз, были подтверждены через несколько месяцев после дешифрирования средств объективного контроля, сохранившихся после АП.
Какой - либо информации о завершении работы комиссии по расследованию и отчетов до сих пор нет. Единственным документом, на основании которого можно было проводить урегулирование претензии является отчет о независимой экспертизе, проведенной специалистами Центра.
Вотличии от других сюрвейерских фирм специалисты Центра могут не только использовать выводы полученные при расследованиях другими специалистами, но и провести их экспертизу и сделать самостоятельные выводы. Хорошие отзывы о наших материалах участников Лондонского страхового рынка таких как, Heath Aviation, Marin & Energy, HSBC Gibbs, Houston Casualty Company, полученные в процессе работы по урегулированию убытков, дают возможность оперативно решать вопросы связанные и с техникой западного производства.
Одним из принципов успешного функционирования любого цивилизованного рынка является использование при решении любых вопросов, в том числе , а может быть даже в большей степени вопросов связанных с со столкновением взаимных интересов, как в частности при урегулировании убытков, является их решение на основе объективной и достоверной информации. Взаимное доверие, которое может быть создано только на этой основе. Сейчас уже можно говорить о том, что в России созданы предпосылки для проведения в жизнь этого принципа.
Создание и работа на Российском рынке специализированных экспертных фирм, таких как Центр, может оказать действенную помощь в реализации этого принципа всем заинтересованным организациям.

Генеральный директор НТЦ
“Независимая экспертиза и иски в авиации”
кандидат технических наук
Венков В.Н.
(«Аэрокосмический курьер», 1999г.)