Урегулирование страховых
претензий, оценка,
поддержка арбитражных и
уголовных процессов.

Стоит ли привлекать сюрвейера?

 Кажется странным, что такой вопрос возникает после 6-ти лет существования авиационного страхового рынка в России. Но как показывает практика он существует и ответ на этот вопрос для многих Страховщиков неоднозначен. Стоит ли тратить деньги еще и на привлечение сюрвейера? Оказывается, что это не только необходимо в случаях когда надо убедить перестраховщиков в правильности решения о выплатах или избежать дотошных вопросов налоговой инспекции по каждому страховому случаю, это выгодно Страховщику. И выгодно не только в случаях крупных авиационных происшествий, но и тогда когда страховой случай кажется малозначительным.
Сразу оговорюсь, что в данной статье речь пойдет о возможностях и выгодах, которые открываются перед Страховщиком при привлечении высокопрофессиональных экспертов, способных не только фиксировать и повторять то, что уже известно по официальным документам,  но высказать и обосновать свое мнение, предложить Страхователю  оптимальные пути восстановления повреждений, активно влиять на принятие решения Страхователем о методах и месте ремонта, обеспечить возможность регресса.
К сожалению у многих Страховщиков сложилось впечатление, что задача сюрвейера собрать документы( Акт расследования, данные по техники, счета за ремонт и т.д) и передать их ему. Возможно поэтому  вопрос о необходимости сюрвея, в отличие от Запада, у нас еще не нашел однозначного ответа.    
Чтобы не казаться голословным я попытаюсь проиллюстрировать сказанное о выгодности привлечения сюрвейера на примере из нашей практики, при этом рассматриваемый пример относится к разряду рядовых, возникающих довольно часто.
При осмотре двигателей после посадки в одном из аэропортов были обнаружены деформация и разрывы кромок лопаток входного направляющего аппарата (ВНА) и  рабочих лопаток(РЛ) первой ступени ротора компрессора низкого давления (КНД). Рейс был отменен. Позже, после проведения работ по подготовке к техническому перелету бригадой авиакомпании прибывшей в аэропорт посадки, самолет перелетел на базовый аэродром, где двигатель был заменен. В связи с тем, что забоины выходили за допустимые пределы,  руководство авиакомпании приняло решение об отправке двигателя на ремзавод.
Тот кто сталкивался с проблемой восстановления АТ тот знает, что стоимость ремонта на заводе может значительно  превышать стоимость ремонта на базе авиакомпании выездной бригадой того же завода. Предварительная оценка показала, что стоимость такого ремонта в оптимистическом варианте с учетом доставки составит около 40000-45000 долларов США. Поэтому экспертами нашего Центра были предприняты активные переговоры с руководством авиакомпании о формах и методах ремонта.
На основе результатов полученных при проведении программы минимизации затрат на ремонт после попадания посторонних предметов, в том числе и птиц, в двигатель за счет расширения допусков на забоины устраняемые в эксплуатации,  были предложены методы и организации  способные выполнить ремонт с меньшими затратами. В результате переговоров и консультаций было получено одобрение завода-изготовителя на устранение повреждений ВНА на базе авиакомпании и допуск его к дальнейшей эксплуатации, на ремонт и замену РЛ первой ступени так же на базе авиакомпании. Такой способ ремонта позволил сэкономить Страховщику около 25 000 долларов США при этом затраты на сюрвей составили 1700 долларов США. Еще более выгодной применение результатов этой Программы становится когда речь идет о забоинах на лопатках третьей ступени компрессора.
Учитывая, что стоимость ремонта после попадания посторонних предметов и птиц в двигатели на каждые 100 самолетов составляет 500000-600000долларов США в год, экономия при использовании квалифицированной экспертизы составляет сотни тысяч долларов.
Многие читающие эту статью  с облегчением вспоминают Правила страхования своей компании, где ответственность наступает только при попадании птиц. По этому поводу необходимо заметить следующее. В настоящее время страхование от попадание посторонних предметов в двигатель сдерживается большой стоимостью ремонта и большими трудностями при реализации суброгационных прав. Уже сейчас есть возможность значительно снизить стоимость ремонта, а после завершения программы по обеспечению регресса при попадании посторонних предметов, которая в настоящее время отрабатывается нашим Центром, те страховые компании, которые уже имеют или возьмут эту страховую услугу на вооружение смогут значительно пополнить свой авиационный портфель.
Все сказанное о выгодности привлечения сюрвейера можно проиллюстрировать и на примерах других видов повреждений. Так, после повреждения крыла на стоянке самолет был отправлен на ремзавод где должны были быть совмещены восстановительный ремонт крыла и плановый капитальный ремонт самолета. Представленные для возмещения расходы были снижены на 15000 долларов за счет исключения работ включенных в перечень, но не соответствующих зафиксированным сюрвейером повреждениям крыла, а также приведения в соответствие с реальными затрат на перелет.  
Можно приводить еще массу примеров.  Отрабатываемая Центром в настоящее время      программа снижения затрат при возникновении страхового случая, которая включает и скидки на основе договоренностей с различными ремзаводами и другими организациями уже сейчас дает реальные результаты и эти результаты весьма ощутимы для наших клиентов. Я не говорю о реализации права на регресс, где сюрвейеру отводится одна из главных ролей.  
Поэтому ответ на вопрос выгодно ли нанимать сюрвейера однозначен - конечно выгодно. Об этом свидетельствует и западная практика, где привлечение сюрвейера происходит почти автоматически, несмотря на их высокие ставки ( 200-300 USD в час). Российские сюрвейеры имеют ставки значительно ниже западных  и соответственно суммы затрат на сюрвей значительно ниже.
Престиж, лицо страховой компании, оценка уровня ее профессионализма во многом зависит от решений о выплатах при свершении каких-либо событий. Знание достоверных и объективных данных о происшествии является обязательным условием адекватных решений. В условиях, когда подчас даже официальные документы, в которых указано место авиационного происшествия вызывают недоверие, отчет сюрвейера может явиться единственным объективным документом.
Приведенные выше доводы и мировая практика убедительно показывают, что привлечение Сюрвейера необходимо и выгодно.
Когда вопрос о необходимости привлечения сюрвейера в принципе решен, возникает следующий вопрос -“ Кого привлекать?”.
Решение этого вопроса зависит от многих обстоятельств. При этом немаловажную роль играют  следующие обстоятельства: 

  • Стоимость сюрвейерских услуг;
  • Объективность, квалификация, знание особенностей авиационной техники и системы эксплуатации;
  • Признание квалификации сюрвейера и доверие к нему Лондонского рынка.

             Что касается стоимости экспертных услуг, то выше приведенные часовые ставки западных сюрвейеров в 5-6 раз выше чем российских. Поэтому с точки зрения затрат безусловно выгоднее использовать российские фирмы.
Попытка сэкономить на использовании сюрвейера назначенного по полису ответственности перед третьими лицами также и по КАСКО может приводить к неожиданным результатам. Вполне понятно, что все спорные вопросы этот сюрвейер будет решать в пользу страховщиков назначивших его по ответственности. В практике имели место случаи когда, например, повреждение ВПП при эвакуации воздушного судна полностью относились к затратам по КАСКО. К чему этот приведет легко просчитать. Если доля Страховщика в ответственности перед третьими лицами составляет 2%, а по КАСКО- 50%.  Сумма ущерба от повреждения ВПП составляет 50 000 долларов США. В случае отнесения этого ущерба к ответственности перед третьими лицами Страховщик будет платить 1000 долларов США, а при отнесении к КАСКО - 25 000 долларов США.
Без комментариев приведу цитату из факса ведущего андеррайтера по Аэрофлоту в ответ на запрос о привлечении одного сюрвейера по КАСКО и ответственности: « Мы согласны, чтобы г-н Венков представлял только интересы андеррайтеров Аэрофлота.» Цитата из факса Брокера по тому же случаю                    «   Пожалуйста подтвердите, что г-н Венков работает только по Аэрофлоту.»
Если учесть, что стоимость экспертных услуг российских сюрвейеров с учетом командировочных расходов в Африку или Латинскую Америку составляет 6000-7000 долларов США, то очевидна целесообразность их привлечения.
Кто работал с иностранными сюрвейерскими фирмами по нашей авиационной технике знает сколько времени занимает разъяснение им условий эксплуатации и ограничений по авиационной технике. И все же, к сожалению, имеют место рекомендации сюрвейеров, опирающиеся на неверные данные. Легко себе представить на сколько могут измениться рекомендации и решение вопроса о выплате страхового возмещения  в случае когда возможно превышение ограничений по загрузке, если опираться на значение ограничения по допустимому взлетному весу превышающее установленное на  6 тонн.
Еще больше вопросов возникает по структуре, организационным методам и формам обслуживания воздушных перевозок. Перестройка настолько изменила привычные взаимоотношения в авиационно-транспортной системе, что даже находясь в России с ними не просто разобраться, а следовательно понять и ответственность сторон. Поэтому когда дело касается авиационной техники  российского производства или стран СНГ или когда страховой случай произошел на территории этих стран преимущество имеют российские сюрвейеры.
Что касается доверия и взаимодействия с Лондонским рынком, то оно определяется квалификацией и принципиальностью сюрвейера. Как показывает двух летний опыт активного взаимодействия с брокерами и лидерами страхования Лондонского авиационного страхового рынка, они были согласны со всеми  нашими рекомендации без каких-либо замечаний. При этом на все возникающие вопросы они получали исчерпывающие ответы. Такие брокерские фирмы  и страховые компании как HSBS Gibbs, Heath Aviation, Marin and Energy, Houston Casualty Company дали высокую оценку не только форме отчетов, но их содержанию. С их стороны не возникает  возражений  при назначении в качестве сюрвейеров  экспертов нашего Центра.
Основным критерием при выборе сюрвейера и поручении ему урегулирования убытков, по нашему мнению, является его  объективность и профессионализм.
Использование этих качеств сюрвейера позволит Страховщику не только поднять свой профессиональный престиж, упрочить доверие Перестраховщиков, сэкономить тысячи долларов, но и сохранить партнерские отношения со Страхователем после урегулирования.

В. Венков
Генеральный директор НТЦ
“Независимая экспертиза и иски в авиации” 
кандидат технических наук
(Страховое ревю, № 10,        1999 год.)