Урегулирование страховых
претензий, оценка,
поддержка арбитражных и
уголовных процессов.

Как сократить ущерб при повреждении АТ

 Одной из основных задач решаемых сюрвейером при проведении страховой экспертизы по КАСКО воздушных судов (ВС) является сокращение затрат по возмещению ущерба при их повреждении или полной гибели. Умение точно определить объем повреждений, рекомендовать и согласовать со Страхователем оптимальный с точки зрения сокращения затрат метод и место восстановления авиационной техники (АТ) во многом определяют полезность и выгоду получаемую при привлечении сюрвейера (1), возможности страховой компании по расширению перечня страховых услуг.
Как показывает практика, при активном влиянии на процесс принятия решений на всех этапах подготовки к ремонту и ремонта поврежденной АТ, контроле со стороны эксперта за процессом восстановления, особенно за соответствием объема повреждений и объема выполненных ремонтных работ,  затраты на восстановление могут быть снижены в несколько раз.
Правовой основой, которая дает возможность сюрвейеру выполнять эти действия является требование Правил страхования о необходимости согласования способов и места ремонта со Страховщиком. В настоящее время не многие страховые компании пользуются своим правом, тем самым не используя возможности снизить затраты по данному страховому случаю. В большинстве случаев к оплате принимаются документы по стоимости ремонта, выполненного по решению Страхователя без какого-либо участия Страховщика.
Сегодня российский рынок вообще и авиационный в частности отличается отсутствием стабильных цен на одни и те же по объему работы.   
Практика проведения страховой экспертизы показала, что величина затрат на восстановление АТ при примерно равных повреждениях может отличаться в несколько раз. Поэтому нашим Центром была проведена работа с целью выявления путей и методов снижения величины ущерба при повреждении или полной гибели ВС.
В первую очередь были выявлены статьи расходов при восстановлении АТ и каналы возможного сокращения ущерба.
Затраты были распределены следующим образом:

  1. Проведение собственно восстановительного ремонта;
  2. Работы необходимые для осуществления технического перелета ВС к месту базирования или на ремзавод;
  3. Доставка запасных частей;
  4. Стоянка самолета или хранение двигателя;
  5. Перелет или доставка двигателя на место базирования с места происшествия;
  6. Перелет ВС или отправка двигателя на ремзавод и обратно;
  7. Работы проводимые Страхователем с целью оценки объема повреждений.

К основным путям сокращения ущерба, кроме сокращения затрат, можно отнести:

  1. Реализация права на регресс;
  2. Реализация сохранившихся частей ВС в случае выплаты всей страховой суммы и перехода их в собственность Страховщика.

На втором этапе был проведен анализ каждой из статей расходов и выявление путей и методов их сокращения. По основным статьям расходов можно сказать следующее.

Проведение собственно восстановительного ремонта

Поскольку стоимость ремонтных работ зависит от места их проведения, был проведен маркетинг ремонтных организаций с целью выявления  наиболее низких цен на восстановительный ремонт. В число реморганизаций были включены не только ремзаводы и заводы-изготовители, но и крупные авиакомпании, имеющие ремонтную базу.
Анализ показал, что имеются существенные отличия в стоимости нормочаса для различных организаций. Различны возможности организаций и по номенклатуре запасных частей. В этом отношении преимущество имеют заводы - изготовители, но при этом запасные части специально изготовленные под данный страховой случай будут значительно дороже.  
Кроме этого были проведены переговоры с представителями реморганизаций в результате которых были достигнуты договоренности о скидках при выполнении работ для наших клиентов. Причем предоставление скидок является выгодным и реморганизациям за счет других каналов взаимодействия, предусмотренных  договоренностями.  Сокращение расходов может составить 5-15 %. Величина скидок во многом зависит  от количества наших клиентов, участвующих в этой Программе по снижению затрат, при этом могут быть достигнуты скидки и при выполнении планового ремонта Страхователями, что может облегчить взаимодействие с ними при решении вопросов страхования и урегулирования убытков. Поэтому принять участие в этой программе мы приглашаем всех Страховщиков. 
Что касается двигателей, то анализ показал, что цены на ремонт возрастают в несколько раз если  устранение повреждений деталей газовоздушного тракта проводится на ремзаводе, а не на базе авиапредприятия. Поэтому основным направлением снижения затрат на ремонт двигателей явилось выявление путей и возможностей расширения области повреждений, которые могут устраняться в эксплуатации. В результате были найдены пути, методы и организации, которые реально могут решить данную задачу. Сокращение расходов при этом может составить от 10 000 до 60 000 USD в каждом страховом случае.

Выполнение технических перелетов ВС

Для определения реальных затрат на выполнение технических перелетов была отработана методика расчета затрат. Методика была апробирована при работе со  Страхователями в процессе урегулирования убытков и показала, что она работоспособна и справедливо учитывает все необходимые затраты на перелет ВС. Как показывает опыт, применение методики позволяет сократить представленные Страхователем расходы на перелет от 5 до 20 %.  Учитывая, что затраты на перелет могут достигать     10 000 - 15 000 USD, экономия может оказаться значительной. Конечно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать возникающие особенности, но в любом случае методика является основой для выработки согласованного со Страхователем решения.   
Не меньшее внимание должно быть уделено и остальным статьям затрат поскольку и они могут оказывать существенное влияние на величину выплат.
Подробно примеры использования полученных результатов изложены в статье “Стоит ли привлекать сюрвейера”(1). Обобщение результатов последних экспертиз показывают, что во всех из них при активном взаимодействии Сюрвейера со Страхователем происходило сокращение затрат по каждому страховому случаю. Сумма на которую уменьшились затраты меняется от одного случая к другому, но ни в одном из них затраты на привлечение сюрвейера не превысили сэкономленных средств.
Количество страховых случаев у одного и того же Страхователя, в которых принимает участие Сюрвейер, значительно изменяет структуру  затрат исключенных из перечня затрат первоначально представленных Страхователем или измененных в процессе проведения экспертизы. Если при первых случаях большую часть исключенных из рассмотрения статей расходов составляют неправомерно включенные затраты, то в дальнейшем большую часть сокращенных затрат составляет экономия полученная в результате использования систем скидок на ремонт, выбора оптимального способа ремонта и ремонтной организации. Это объясняется тем, что Страхователь начинает понимать, что, с одной стороны, профессиональная подготовка Сюрвейера не позволит ему получить возмещение за затраты, которые не имеют отношения к данному страховому случаю. С другой,  его рекомендации могут оказаться полезными и, что самое главное, возмещение расходов Страхователя будет производиться только в объеме согласованного способа и места ремонта.
Если такого согласования проведено не было, Страховщик имеет право возместить ущерб в соответствии с представленной и обоснованной Сюрвейером калькуляции затрат по вводу в строй АТ с использованием оптимальных, с точки зрения затрат, способов и места проведения ремонта, которые могли быть реально использованы.. И эта разница может быть очень ощутима. Так стоимость ремонта двигателя типа Д-30КУ при повреждении лопаток 1,2 и 3-ей ступеней компрессора может достигать при его ремонте на заводе 50000-80000 USD. Стоимость ремонта в условиях авиакомпании с использованием передовых технологий может лежать в районе 25000-30000 USD. Как видно сокращение расходов составляет около 50000USD.
Практика общения с брокерами и лидерами перестрахования Лондонского рынка показывает, что они поддерживают активный метод проведения страховой экспертизы. Это выражается не только в согласии с нашими рекомендациями по конкретным случаям урегулирования убытков, но и одобрении методов проведения урегулирования.  Они проявляют интерес и отслеживают все страховые случаи, даже не относящиеся к разряду приносящих крупные убытки.
В настоящее время Центр продолжает работы по расширению выше названных Программ и приглашает принять участие в них Страховщиков, занимающихся авиационным страхованием. Это даст толчок развитию более дешевых технологий ремонта АТ и сократит затраты Страховщиков.
Кроме этого продолжаются работы по выявлению и созданию методов более эффективного использования прав регресса и реализации сохранившихся частей ВС, перешедших в собственность Страховщику.
Практическое использование полученных результатов позволит создать действующую, гибкую систему сокращения затрат по возмещению ущерба в каждом страховом случае.

В. Венков
Генеральный директор НТЦ
“Независимая экспертиза и иски в авиации” 
кандидат технических наук
(«Страховое дело», 1999г.)  

Литература

Венков В.Н. «Стоит ли привлекать сюрвейера». «Страховое ревю», 1999г, № 10.